1685 год.
Часовщик из Нюрнберга Стефан Фарфлер построил трехколесный экипаж, где для передачи усилий рук на колесо были использованы шестеренки по типу часового механизма.
1752 год.
Леонтий Шамшуренков строит свой самокат - «самобеглую коляску».
1761 год.
В Германии каретный мастер М. Касслер построил самокат из дерева. Движение осуществлялось с помощью отталкивания ногами от земли.
1791 год.
Иван Кулибин строит свою «самодвижущуюся коляску».
1791 год.
Во Франции граф де Сиврак построил из дерева двухколесную машину, названную им «селярифер», на которой можно было передвигаться, сидя верхом и отталкиваясь ногами от земли.
1800 год.
Нижнетагильский мастер Е. Артамонов создает свой велосипед. Его приспособление состояло из рамы, переднего колеса, на котором крепились педали, а для устойчивости сзади находилось маленькое колесико. По существующей легенде, на этом велосипеде он совершил путешествие (1801 г.) из Нижнего Тагила в Петербург, а оттуда - в Москву. Немного «портит» легенду проведенный недавно анализ хранящегося в музее велосипеда Артамонова. Результаты анализа датируют изделие более поздним сроком, хотя, может быть, это не тот исторический велосипед?
1817 год.
Немецкий барон Карл фон Драйз запатентовал механизм на двух колесах, который стали называть «дрезиной».
1819 год.
Денис Джонсон, мастер по изготовлению карет, получает патент на дрезины в Англии и начинает их производство.
1821 год.
Англичанин Луи Гомпертс впервые установил педали на переднем колесе.
1839 год.
Кузнец из Шотландии Киркпатрик Максимилиан создает свой «прото-велосипед» с приводом на заднее колесо. Однако такая конструкция не получила дальнейшего развития.
1845 год.
В Британии неким господином Томсоном получен патент на «полые резиновые камеры с воздухом внутри».
1861 год.
Изобретается велосипед - имеется в виду слово «велосипед». Француз Пьер Мишо патентует педальный привод на переднее колесо. На его «байке» были и другие технические новинки: например, ободной тормоз и амортизированное седло.
1868 год.
Парижская фирма «Мейер и Ко» начала выпуск велосипедов с цепным приводом на заднее колесо.
1869 год.
В Париже в парке Сен-Клу (St.Cloud) устраивается первая велосипедная гонка, упоминание о которой дошло до наших дней.
1872 год.
В Британии собран первый экземпляр велосипеда с большим передним колесом - «Ариэль». Для увеличения скорости качения диаметр колеса возрос до 1,5-2 метров, и велосипед легко разгонялся до 20-25 км/ч. В результате этого изобретения центр тяжести велосипеда перераспределился на большое переднее колесо. Велосипедное колесо стало оснащаться металлическими спицами, что позволило создавать причудливые сооружения в виде «паука». Заднее колесо было загружено весьма слабо, но это обеспечивало прямую посадку ездока и приемлемый комфорт. Все это привело в 1870-х годах к расцвету велосипедов типа «Паук», или «Пенни Фартинг».
1874 год.
Состоялся первый «Чемпионат мира» по велоспорту (трек) в Англии.
1882 год.
Состоялось первое в России путешествие велотуристов: семь членов Петербургского общества отправились к водопаду Иматра, что находился в Финляндии в 270 верстах от Петербурга.
1882 год.
В Петербурге было создано русское велосипедное общество. Устав Петербургского общества велосипедистов-любителей был утвержден 5 декабря 1884 года.
4 марта 1883 года.
Утвержден устав первого в России «Царскосельского кружка велосипедистов».
24 июля 1883 года. На Московском ипподроме были проведены первые велосипедные соревнования в России.
14 февраля 1884 года.
Создание московского общества любителей велосипеда. 11 человек подписали обращенное к московскому генерал-губернатору прошение оказать содействие в основании Московского общества велосипедистов-любителей, а 31 марта устав общества был утвержден.
1893 год.
В Чикаго был организован первый чемпионат мира по треку для спортсменов-любителей.
1884 год.
Дж. К. Старли изобретает «безопасный велосипед» с равновеликими колесами, конструкция которого стала прообразом для всех современных велосипедов.
7 мая 1887 года.
Американец Томас Стивенс завершил первое кругосветное путешествие на велосипеде, проехав 13500 миль и пробыв в пути более трех лет.
1888 год.
Ветеринар из Шотландии Джон Бойд Данлоп изобрел пневматическую шину и воздушный ниппель.
1895 год.
Российские промышленники обратили внимание на чаяния велосипедистов, и на московском и рижском предприятиях был налажен выпуск отечественных велосипедов. Велосипед не стал истинно народным увлечением, поскольку стоил очень дорого (около 200 рублей). К тому же, на рубеже веков появились новые экстремальные увлечения -автомобиль и аэроплан.
1889 год.
Поручик Г. Мартос в одиночку за 52 дня преодолел расстояние в 5000 верст от Петербурга до Лондона. Длительные поездки стали достаточно обыденным делом, и в газетах стали появляться сообщения о путешествиях Петербург-Париж (1893 г.), Москва-Рим (1895 г.), Архан-гельск-Севастополь (1896 г.).
1898 год.
Во Франции изобрели механизм свободного хода (так называемую «трещотку»), устанавливаемый на втулке заднего колеса и позволяющий велосипедисту не вращать педали при движении велосипеда по инерции и под уклон.
1891 год.
Розыгрыш звания «Первый ездок России» - первый «Всероссийский чемпионат». В Москву съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева и Одессы.
1900 год.
Возникает «Международный союз велосипедистов».
1903 год.
Впервые проводится гонка Тур-де-Франс.
1906 год.
Во Франции Де Вивье предложил цепной переключатель передач, с помощью которого изменение передачи происходит в результате перебрасывания цепи с одной звездочки на другую, имеющую иное число зубьев.
1911-1913 годы.
Наш соотечественник О.Панкратов совершил кругосветное путешествие на велосипеде. Выехав из Харбина в июне 1911 года, он пересек Сибирь, доехал до Санкт-Петербурга; далее его путь лежал через Германию, Швейцарию, снежные перевалы Альп, Грецию, Италию и другие европейские страны. Из Англии он переправился на пароходе в Северную Америку, где совершил переход по пустыне Небраска и через заснеженные горы Сьерра-Невада, затем появился в Японии, Китае и в июле 1913 года финишировал в Харбине. За этот туристический подвиг Международный союз велосипедистов наградил его бриллиантовой звездой.
1924-1927 годы.
В1924 году молодая страна Советов наладила выпуск велосипедов на Харьковском велосипедном заводе. В качестве пиар-акции студенты Института физкультуры А.Князев и И.Фрейдберг совершили кругосветное путешествие. Почти за 3 года они пересекли Азию, Латинскую Америку и Европу и вернулись в Москву в 1927 году.
1928-1931 годы.
Глеб Леонтьевич Травин совершил уникальное по трудности и опасности путешествие вдоль сухопутных границ Советского Союза. Начав поездку с Камчатки, он объехал южную и западную границы страны, а затем по побережью Северного Ледовитого океана вновь вернулся на Камчатку.
1929 год.
Создано «Общество пролетарского туризма и экскурсий», которое проводило «парады пролетарских туристов», «всесоюзные походы за сырьем для народного хозяйства».
1958 год.
Впервые в чемпионате мира по велоспорту участвуют женщины.
1974-1981 годы.
Постепенное изобретение горного велосипеда (МТБ).
1981 год.
Начало проведения чемпионатов СССР по туризму.
1990 год.
Появляются в продаже (в США) амортизационные вилки.
1991 год.
Петербургский художник В. Кетов начал свой грандиозный проект - объезд всех континентов по периметру. К настоящему времени он уже посетил Европу, Африку, Азию, обе Америки. Завершит ли Вадим проект, прерванный несколько лет назад, пока не известно. Осталось покорить север России, Канады и Америки.
1992 год.
Появление в продаже (в США) первых двухподвесов.
1995год.
Установление рекорда скорости на велосипеде Фредом Ромпельбергом из Нидерландов (при движении за автомобилем) 268,831 км/час. 1996 год. Кросс-кантри становится олимпийским видом спорта. 2008 год. Строительство первой велосипедной дорожки в Санкт-Петербурге.
На этом история «изобретения велосипеда» не заканчивается...