Хотя горный велосипед, как вы уже знаете, - явление не новое в нашей жизни, авторы данной статьи успели еще поездить на советских велосипедах типа «Турист» и «Старт-шоссе». Если покатушки или соревнования еще, бывало, обходились без поломок, то в многодневных походах поломки случались всегда. Ломалось многое:
• втулки и каретки;
• обода и спицы;
• крепления шатунов клиньями;
• разваливались собачки;
• разваливались подшипники в педалях.
Одним словом, «в жизни всегда есть место подвигу», и есть, к чему приложить руки. Горные велосипеды и современные гибриды намного прочнее, чем «велосипедные монстры советского периода». Теперь можно пробыть в походе месяц и более, и ни разу не достать гаечные ключи! Прежде чем мы расскажем, как ухаживать за велосипедом и как его настраивать, дадим информацию о том, что же ломается чаще всего у современных велосипедов.
Самые распространенные неприятности с велосипедом связаны с покрышками и камерами. Прокол камеры и разрыв покрышки по корду - лидеры велосипедных неприятностей.
Кстати, напомним: для того, чтобы покрышка служила вам долго, следует:
• не ездить на полуспущенных колесах;
• проверять, не трутся ли колодки ваших V-брейков о корд покрышки;
• хранить снятые и запасные покрышки в сухом месте, вдали от горячих батарей и мест, где бывают сильные перепады температур.
После проблем с покрышками и камерами чаще всего бывают неприятности со втулками. Причина этих поломок - езда на велосипеде по ручьям и глубоким лужам. Да, не стоит удивляться: байкеры, особенно любители бездорожья, часто колесят именно в таких местах. Втулок, которые выдерживали бы погружение в воду и были бы по техническим требованиям на то рассчитаны, в природе практически нет. В результате, один-два раза проехали глубокий брод — и застучали втулки, заскрипели попавшим в подшипники песочком или илом.
На следующем по частоте неприятностей месте стоит разрушение ободов (в продольном направлении). Напомним, что в старые времена обода любили ломаться поперек. Наедет человек на кирпич простым «одинарным» ободом, и треснет он поперек. Современные «многостенные» обода чаще трескаются вдоль. Причина - износ ободов при трении тормозных колодок. В последние годы появились обода, в которых производитель делает специальные канавки, они дают знать байкеру, когда же обод изотрется до опасной степени. Кстати, ничто так не приближает обод к краху, как езда со стертыми колодками.
Часто бывает так, что велосипедист в пылу борьбы рвет цепь. Это, кстати сказать, прямое следствие неправильно выбранной передачи.
Другие проблемы с велосипедами случаются значительно реже. Перечислим их по мере убывания:
• «восьмерка» или «яйцо» на колесе, поломка спицы;
• разрушение различного крепежа: эксцентриков, подседельного болта и т.д.;
• проблемы с «петухом» на раме - например, иногда после удара переключателя о какой-нибудь предмет на раме образуется изгиб;
• проблемы, связанные с износом байка.
О последних надо поговорить подробнее.
Износ - проблема объективная. Мы не можем повернуть время вспять. У нас, как и у всех людей, в старости будут свои болячки; появляются некоторые возрастные проблемы и у велосипеда. Продлить активную жизнь человеку способна езда на велосипеде. А увеличить продолжительность жизни велосипеду помогают правильные уход и эксплуатация. От плохого ухода за велосипедом возникают следующие проблемы:
• плохое переключение передач, вызванное загрязнением и окислением всей цепочки привода переключателей - от манеток и тросов до самих переключателей;
• закисание тормозов - распространенная проблема. Грязные тормоза часто
нажать удается, а вот распрямляться они не хотят - мощности пружин не хватает. По этой причине тормоза часто перекашивает;
• повреждение трансмиссии. Грязная цепь, с песком и илом, быстрее изнашивает звезды на кассете и системе. Разумеется, она и сама изнашивается быстрее.
Неприятные ситуации бывают, когда из шатунов невозможно выкрутить педали, а из рамы вынуть подседельный штырь. Они как бы прикипают друг к другу. Как избежать этих и многих других проблем мы будем рассматривать в других статьях...