Функции седла:
1. Седло позволяет велосипедисту сидеть - для этого ширина седла должна соответствовать размеру «5-й точки». Другими словами, седалищные бугры тазовых костей должны опираться на верхний профиль седла в самом широком его месте. Если седло слишком узкое, то оно проваливается между буграми и давит на внутренние органы с неприятными последствиями.
Существуют методики, которые позволяют лишь приблизительно измерить расстояние между седалищными буграми (поскольку их окружает толстый слой мягких тканей). Так, метод профессора Ю.В. Белецкого состоит в следующем. Необходимо наполнить открытую емкость (корыто, ящик и т.д.) песком и поставить ее на табуретку. Далее испытуемого надлежит посадить в эту емкость. После такой процедуры в песке остается след, напоминающий очертание «5-й точки». Экспериментатор аккуратно измеряет расстояние между двумя самыми глубокими впадинами, оставленными седалищными буграми. Зная этот размер, можно выбирать седло, причем точки опоры должны приходиться на края относительно ровной задней части седла, а не на его скаты.
Велосипедное седло существенно отличается от стула и табуретки. Следует помнить, что седло рассчитано только на часть веса велосипедиста, но не на весь вес! Оставшаяся часть веса приходится, в основном, на педали и на руль. Приятное исключение для любителей комфорта составляют широкие мягкие подпружиненные седла с коротким, иногда срезанным носом - вид сверху напоминает трапецию. Например, PIRAMID Large Cruiser Seat, Fat Fanny Seat. Их иногда ставят на прогулочные, складные велосипеды и велотренажеры. На таком седле, как на табуретке, удобно сидеть, но они не позволяют ездить в спортивном стиле и эффективно перемещать центр тяжести вперед или назад.
Профиль верхней поверхности седла должен быть «доброжелателен» к личности велосипедиста. То есть форма верхней поверхности седла в идеале должна соответствовать форме «5-й точки». В этом случае кровоток в мягких тканях не нарушается, и давление на них равномерно распределено и минимально. Такое седло существует - это «седло с анатомическим профилем поверхности». В сочетании с формованными прокладками, эластомерами и гелевыми вставками это позволяет поверхности адаптироваться под анатомию промежности. Часто седло причудливо изгибают в продольном и поперечном направлении (например, PRO Trans Am Race/МТВ, RITCHEY WING, Selle Royal ECLIPSE), делают специальные выемки, V-образный рельеф (VELO V-CUT), сквозные вырезы (PRO Trans Am Wide). Верх седла должен быть гладким, но не скользким и, по возможности, «дышащим». Седло требует защиты на случай падения. Для этого носок и задние боковые зоны седла обтягивают слоем ткани с кевларом.
Верх для дорогих седел изготавливают из качественной мягкой кожи, которая и «дышит», и постепенно принимает форму промежности велосипедиста, что хорошо для долгих поездок. Нередко используют прочные синтетические материалы, например, с применением прочных кевларовых нитей. Кроме того, качественные материалы верха обеспечивают приемлемый микроклимат при поездках в жару, дождь и холод (в отличие от кожзаменителей и виниловых пластиков, применяемых на дешевых седлах). Может быть использован чехол, который надевается поверх седла. Но это можно делать только в случае, если седло правильно подобрано.
2. Седло позволяет с комфортом крутить педали: тут важна ширина самого седла и особенно носа - его передней сужающейся части. Если она слишком широка, то можно натереть внутреннюю поверхность бедер так, что и шага потом не ступишь. Посудите сами. И гонщик, совершающий в 1 минуту 100-110 оборотов, и велосипедист, накручивающий 30-80 об/мин, только за час имеют от 1500 до 6000 «педальных циклов». За «рабочий день» может набраться более 30000 оборотов педалей. Тут никакие памперсы в велоштанах не помогут. Следовательно, для длительных поездок разумно подбирать седло со сравнительно узким носом.
3. Седло позволяет перемещать центр тяжести вдоль него для дополнительного контроля байка в сложных условиях. Например, преодолевая песчаные и грязевые участки, далее идущие с уклоном, вставать с седла не рекомендуется. Седло для этого должно быть достаточно длинным и не слишком широким. Например, у седла PRO Gel Race/MTB нос и задняя часть имеют покрытие, позволяющее быстро соскальзывать на гладкую центральную зону, имеющую овальную форму, хорошую амортизацию и позволяющую активно крутить педали при езде по пересеченной местности. Нос седла делается жестким, и тогда на подъеме необходимо сместиться вперед и прилагать к педалям большое усилие. Для большего удобства в моделях МТВ нос седла делают загнутым вниз. Особо тяжелым, экстремальным условиям соответствуют более длинные седла: TIOGA Multicontrol DH, SAN MARCO Clivus - для скоростного спуска, AZONIC Hot Seat, Lounge Seat - для слалома и фрирайда, PRO Jet - для кросс-кантри.
4. Наконец, седла должны амортизировать, смягчая удары, толчки и вибрацию. Производители оснащают седла разнообразными приспособлениями. Прогулочные седла имеют толстый слой мягкого амортизирующего материала. Раньше использовали войлок, конский волос и так далее, нынче - синтетику. Несмотря на архаизм пружин, их и теперь можно встретить, например, в модели PRO Comfort Gel. В давние времена велосипедисты использовали седла, у которых кроме двух пружин сжатия под кожаным верхом было нечто вроде панцирной сетки из стальных элементов и мелких пружин, работавших на растяжение. Такие седла повышенной комфортности выпускаются и сейчас (VELO WEBSPRING). Вместо пружин иногда ставят вертикальные эластомерные демпферы (PRO Comfort).
Степени амортизации седла:
- Первая - рамка. Ее делают из обычной или хром-ванадиевой стали, алюминия, магния, титана, карбона с металлическими (титан, алюминий, магний) вставками; например, PRO Wenom: сочетание карбона с магнием при малом весе достаточно хорошо смягчает удары и вибрацию. Длинная рамка седла пружинит и амортизирует. Наилучшее соотношение между ценой, весом, надежностью и упругостью — у хром-ванадиевой стали. Эффективно амортизируют рамки из титана и магния (имея при этом небольшой вес).
- Вторая ступень - эластомеры, которые применяются в местах крепления рамки к седлу (PRO Comfort Trans Am). Третья ступень амортизации -каркас седла. Его делают из пластмасс, колеи, композита или, крайне редко, металла. Например, у Selle Italia MAX FLITE каркас изготовлен из тонкого, гибкого пластика, поэтому похожие на крылья скаты в задней части корпуса работают как рессоры. У седла Selle Italia ONDA задние концы рамки передают усилия на ажурную пространственную конструкцию - система Suspension Bridge. У RITCHEY WING WCS амортизирующая конструкция имеет вид двух крыльев с вертикальной проставкой и демпфирующим эластомером. В носовой области работает другой, интегрированный в корпус эластомер большего размера. Аналогичные принципы используются в передней части и у SAN MARCO ERA Pro. В этой конструкции седла сзади амортизируют два эластомера.
- Четвертая ступень амортизации - подушка. Диапазон используемых материалов, который предлагают производители, широк - от простого пенопропилена у дешевых изделий до сложных композиций из формованных эластомерных слоев, гелевых вставок и прокладок Flex Control, которые в сочетании с качественной обшивкой не только улучшают жизнь, но и облегчают кошелек велосипедиста. Многие седла среднего и высшего ценового диапазона выпускаются в двух версиях - более жесткая и более мягкая, с гелевой вставкой.
- Пятая ступень, обеспечивающая комфорт езды велосипедиста - чехол. Чехол нужен не только для того, чтобы предохранять верх седла от влияния грязи, осадков, быстрого износа и различных повреждений. Выпускаются также чехлы со слоем геля, позволяющим смягчить жесткое седло и несколько уменьшить тряску во время езды (PRO Seat Cover Gel). Следует помнить, что увлекаться слишком мягкими седлами не следует, особенно для дальних поездок и длительных тренировок. Излишняя мягкость не способствует правильному кровообращению.