Существует огромное количество разных смазок. Для описания полезных свойств и применения потребуется даже не глава, а пухлый том. Поэтому ниже приведен экстракт-обзор основных сведений о смазках.
Жидкие масла бывают индустриальные, белые, или, как их чаще всего называют, бытовые - для швейных машинок, бытовой техники и приборов. А есть масла специализированные - с присадками и разнообразными дополнительными свойствами: моторные, трансмиссионные, турбинные, глобоидные, защитные и гидравлические масла и жидкости для амортизаторов, гидравлических тормозов и систем. В современных велосипедах масла и жидкости используются для цепей, амортизаторов и тормозов. Например, универсальное масло Cycle Oil от WELDTITE, масло для цепи Zefal Extra, для зимней смазки цепи Ice Wax от Pedros, для мокрой погоды Wet Lube от Motor ex и масло для гидравлических дисковых тормозов Mineral Oil For Disk Brake от SHIMANO.
Аэрозольные двухкомпонентные масла можно использовать для обработки переключателей и при отворачивании прикипевших резьбовых соединений, а также для смазки цепи и тросов. Благодаря легко текучему растворителю аэрозольная смазка может попасть в весьма узкие зазоры между движущимися деталями. Раньше для разъединения закисших и приржавевших деталей использовали керосин, который не потерял своей всепроникающей способности и в XXI веке. Его, кстати, нередко используют в аэрозолях, например, в WD-40, или в проникающих смазках LM40 и LM47 от Liqui Moly. Но пользоваться керосином менее удобно, чем аэрозолем, да и запах оставляет желать гораздо лучшего. Но даже керосин не поможет, если прикипели друг к другу, положим, титан и алюминий.
Пластичные смазки находят гораздо более широкое применение. Их используют для обеспечения надежной работы узлов трения, когда жидкие масла не годятся из-за отсутствия герметичности узла, а также для уплотнения подвижных и неподвижных соединений. Пластичные смазки отличаются по составу, способу выделки и по свойствам. Есть множество групп и типов смазок. Рассмотрим две широко распространенные группы антифрикционных смазок - литиевые и кальциевые.
Кальциевые смазки. Это всем хорошо известные «Солидол», графитная «УССА», водостойкий «Униол», низкотемпературный, до ~60°С и водостойкий «ЦИАТИМ-221», хорошо сочетающийся с резиной и пластиками. Смазки на основе соединений кальция очень хорошо держатся на металле и медленно вымываются водой. Они хорошо защищают поверхность металла от всяческих вредных воздействий.
Литиевые смазки. Примеры этих смазочных матералов не менее известны: «Литол-24», «ШРУС», «Фиол», низкотемпературный, до -60°С, для смазки вилок зимой «Циатим-201», «Зимол». Импортные: Lithium Grease от WELDTITE, Pedros Syn Grease, смазка для втулок и трещоток Freenub Body Special Grease от SHIMANO и смазка для пружинно-эластомерных вилок Zefal Elastomer Grease.
Каждая смазка и масло обладают своими индивидуальными свойствами, так что главное — это не ошибиться в выборе и не забывать смазывать любимый велосипед.
Стоит так же обратить внимание что сейчас марок и фирм всевозможных смазок большое количество и уследить за всеми трудно, поэтому приобретая смазку лучше посоветоваться с мастером или обратиться к опыту других велолюбителей на сайтах или форумах.