Тел. МТС (029) 722-60-92

Пн. - Пт. с 9:00 до 18:00

Товаров: 3

На суму: 500 руб.

Советы по технике катания. Часть первая

Basic Attack  

   Для езды по бездорожью и пересеченной местности, при преодолении препятствий оптимальной считается так называемая «активная атакующая позиция». Байкер стоит на педалях, приподнявшись над седлом. Руки и ноги слегка согнуты. Шатуны почти горизонтальны, впереди — ведущая нога (толчковая, «шоколадная нога»), правая или левая - каждый должен почувствовать это сам. Руки держат руль уверенно, цепко, но не жестко.

В этой позиции ноги и руки служат дополнительными амортизаторами, смягчая удары, толчки и вибрацию.

Типичный случай: хорошая погода, ровный проселок, едет группа велосипедистов. Впереди сухая, аккуратная промоина глубиной около метра. Новичок, опасливо глядя на препятствие, подъезжает, тормозит и. не вставая с седла, медленно съезжает в промоину. Достигнув ее дна и обнаружив, что скорость мала, начинает отчаянно вращать педали, дабы выехать - иногда это удается, но чаще - нет.

Опытный байкер немного увеличивает скорость, если она мала, и на всякий случай переводит цепь на кассете на одну-две звездочки выше. Подъезжая к краю, встает с седла, отводит центр тяжести назад, слегка опуская корпус и, отталкивая от себя руль, плавно переезжает через край, затем поднимает корпус, приближает центр тяжести ближе к рулю и, крутанув, если необходимо, педали, выскакивает наверх практически без потери скорости и сил. Если впереди небольшой плавный бугор, то принцип преодоления тот же, меняется только последовательность действий.

Борьба с заносами

   Существует научное и, соответственно, не сразу понятное на слух определение термина «занос». Заносом называется перемещение одного или двух колес велосипеда, не совпадающее с направлением их качения. Заносы бывают двух видов - управляемые и неуправляемые. С управляемыми бороться не надо. Их надо применять. Зато неуправляемые заносы запросто могут привести к падению. Неуправляемые заносы также бывают двух видов - из-за блокировки колеса (колес) при торможении и от разных других причин: крутой вираж, скользкая и неровная дорога, уклоны и косогоры, тонкий слой песка и пыли на твердом покрытии и т. д.

Так как байк в принципе не едет по прямой, то занос может начаться в любой момент. Не все заносы одинаково опасны! Занос переднего колеса гораздо фатальнее, чем заднего, и при непринятии мер гарантированно приводит к падению. Вся борьба с заносами сводится к двум рецептам:

• разблокировать колесо (колеса), ослабив давление на тормозные рукоятки;

• энергично повернуть руль в сторону заноса.

Желательно оба действия совершать одновременно и быстро.


Быстрый старт

   Стартовать на высоких передачах (42-44/11 - МТВ, 48/13 - гибриди, тем более, 54/12-13- шоссейник, туринг) невыгодно. Нагрузка на ноги будет весьма велика, а крутящий момент мал. Сил будет потрачено много, а разгон займет много времени. Это еще допустимо, если разгоняться вниз с достаточно крутой горы, но если ехать надо в гору, то можно и остаться на месте. Поэтому стартовать надо на пониженной передаче, встать с седла, вынести центр тяжести немного вперед и, упираясь согнутыми руками в руль и нажимая энергично на одну педаль и вытягивая вверх другую, подключать корпус, перенося вес с одной педали на другую. Стартовое педалирование длится обычно 10-12 оборотов. Во время первых двух-трех оборотов необходимо приложить к педалям максимально возможное усилие. Именно для этого опытные велосипедисты складывают силу ног, рук, собственный вес и часть усилий мышц корпуса, достигая пикового стартового усилия в 100-120 кг. Затем усилия, прилагаемые к педалям, снижаются, а скорость продолжает нарастать. Опытные гонщики набирают таким образом скорость 30 км/ч за 4-6 оборотов, на что уходит 4—5 секунд. По мере разгона надо переключаться на повышенные передачи.


Корни, бордюры, стволы деревьев

   Преодолеваются одним способом, но прежде всего нужно убедиться, что большая звездочка на системе не заденет о препятствие.

Рекомендации:

• перейти в Basic Attack, центр тяжести перенести назад, шатуны под углом 30-40°;

• перед препятствием дернуть руль вверх (если вилка жесткая) или резко толкнуть руль вниз и затем потянуть вверх (если у вас амортизационная вилка);

• когда переднее колесо попало на бордюр или оказалось за корнем, корпус перемещается вперед, руки сгибаются, голова над рулем, ноги нажимают на педали, помогая заднему колесу.

Съезд с бордюра:

• из Basic Attack центр тяжести перенести назад;

• спина прямая, взгляд направлен вперед;

• руки и ноги амортизируют в моменты касания колес с поверхностью.

Замечание. Преодолевать такие препятствия следует под прямым углом к ним. Корни, бордюры, рытвины, колеи, трещины, трамвайные рельсы, идущие под острым углом (или почти параллельно) к курсу байка, весьма опасны и легко приводят к падению, особенно если они влажные. Кроме повышенной точности управления байком требуется серьезное внимание к переднему колесу, особенно при преодолении таких препятствий под острым углом. Обычно используется метод «контролируемой перестановки» переднего колеса. Когда колесо оказывается рядом с препятствием, вдоль которого катит байк, то рывком вверх и вбок оно аккуратно переставляется за него (или на него). Амортизационная вилка сильно облегчает и упрощает этот процесс. Заднее колесо проблем обычно не вызывает. Необходимо его разгрузить, перенеся вес к рулю, и одновременно нажать на педали.

Крутой склон

  Каждому известно, что прежде, чем начать взбираться на склон, полезно набрать скорость. Тогда на первых метрах подъема можно спокойно переключать передачи. Если разогнаться невозможно, то передачи следует переключать заранее. В первую очередь это относится к переднему переключателю. Несмотря на все старания конструкторов, под большой нагрузкой передний переключатель срабатывает с задержкой или не срабатывает совсем. Задний переключатель ведет себя лучше. Поэтому перед крутым и сложным подъемом цепь спереди стоит сбросить на самую малую звезду, а сзади закинуть повыше. Въезжая на склон, необходимо подняться с седла в Basic Attack, вынести центр тяжести вперед, наклонить корпус, немного согнуть руки, кисти перенести на «рога», при этом руль подтягивать к себе. Педали необходимо двигать вниз и назад, а для увеличения силы тяги этому помогает весь корпус - способ «танцовщица». Итак, «танцовщица»: байк перекладывается вправо и влево на небольшой угол. Когда вниз идет правая нога, правая рука напрягается, подтягивая руль к груди и создавая дополнительное усилие на правую педаль, велосипед наклоняется влево. Когда работает левая нога, велосипед аналогичным образом наклоняется вправо. Во время подъема положением корпуса меняется баланс сил между передним и задним колесом. Если центр тяжести выносится вперед, то заднее колесо разгружается, возможно проскальзывание на мокром или рыхлом грунте. Если вес переносится далеко назад, то сцепление заднего колеса возрастает, но переднее колесо может потерять контакт с поверхностью, управление нарушается — возможно падение на спину.

Падение

  Падений не всегда можно избежать. Наиболее опасны падения через руль, когда могут пострадать голова, шея и позвоночник. Немногим лучше и падения назад, когда байк как бы «выскакивает» из-под седока вперед. Тогда можно ушибить спину, повредить копчик или просто расстаться с жизнью от удара затылком о землю. Наиболее безопасны контролируемые падения набок. Для этого нужно заблокировать заднее колесо и упасть вместе с байком набок. Это удобнее сделать, если грунт скользкий, сыпучий или под колесами щебенка. Если место для падения не столь удобно (вокруг корни, деревья, пни или камни), а падать надо, то лучше это сделать так. Следует сдвинуться назад, нажать на тормоза и катапультироваться в самый безопасный момент, оттолкнувшись от байка руками и ногами.

Безусловно, что все эти движения лучше отработать заранее, а не экспериментировать в критических условиях. Для тренировки и отработки падений лучше всего подойдет зимнее время, когда езда по льду сама по себе требует от байкера необходимости уметь балансировать на велосипеде. Лучше выбрать небольшую площадку (например, дворовый каток) или полянку в лесу, окруженную сугробами. На льду можно имитировать любые падения - вперед, назад или вбок, а рыхлые сугробы позволяют смягчить удары - если вывсе таки отважитесь на такую экстримальную тренеровку, то необходимо делать это предельной возможной осторожностью и в присутствие хотя бы одного человека который поможет при непредвиденной ситуации.