Тел. МТС (029) 722-60-92

Пн. - Пт. с 9:00 до 18:00

Товаров: 3

На суму: 500 руб.

Советы по технике катания. Часть вторая

Педалирование

   При езде по пересеченной местности, когда нет препятствий, педалирование должно быть плавным, без резких рывков, тогда заднее колесо катится по грунту без проскальзываний и прыжков; да и цепь не любит ударных нагрузок. Нога давит на педаль вниз, а в нижней точке давление направлено назад параллельно земле. В последней фазе внимание переключается на колено, движущееся по направлению к рулю. Такой способ называется «педалирование по кругу». Он хорош тем, что усилие передается по всей траектории педали; работают практически все мышцы ноги, что позволяет ехать долгое время, расходуя немного сил. Для этого, кстати, нужны контактные педали или туклипсы. Ступня должна быть параллельна шатуну и расположена так, чтобы ось педали находилась под суставом большого пальца.

Хороший прием мышечной и координационной тренировки — освободить одну ногу и вращать педаль по кругу другой ногой. Затем вращение педали производится второй ногой. Это простой и эффективный способ быстро освоить технику педалирования и повысить КПД мышц.

Песок

  Главная задача - не зарыться в песок, остаться на поверхности, причем, в первую очередь, это относится к переднему колесу.

Рекомендации:

• оставаться в седле;

• сдвинуться назад и разгрузить переднее колесо;

• переключится на пониженную передачу, педалировать плавно;

• по возможности не останавливаться; на песке тяжело удерживать определенную скорость, но еще труднее трогаться с места;

• расслабить руки и кисти, управлять в основном корпусом, избегать резких поворотов руля. Помните: на песке резкий поворот руля приводит к быстрому закапыванию переднего колеса в песок, остановке байка, и, весьма часто, к поломке колеса («огромной восьмерке»);

• двигаться с максимально возможной скоростью. Для «песчаных» и «грязевых» походов желательно подбирать соответствующую резину, причем перед песчаным участком стоит уменьшить давлением перед грязевым - шины накачать. Песок, кстати сказать, приводит к быстрому износу байка. Это понятно: попадая в цепь и втулки, он начинает работать как напильник, стачивая все, что попадается на пути.

При движении по песку важно научиться читать состояние песка по его цвету. Влажный песок (обычно он более темный) плотнее, соответственно, он лучше держит велосипед. Попадете в пустыню - вставайте затемно и пробуйте катить ранним утром. Холодный песок лучше держит велосипед, чем теплый.

Повороты

  Прохождение поворота зависит от скорости, радиуса поворота и сцепления шин с грунтом. При небольшой скорости движения поворот совершается с помощью руля, который поворачивают на большой угол и почти без наклона байка. На большой скорости байк наклоняется в сторону поворота для компенсации центробежной силы, а руль поворачивается на малый угол. Если повернуть его на больший угол, то колесо может быть вывернуто и поставлено поперек или пойдет в занос, что приведет к гарантированному падению. На высокой скорости, когда наклон велик, может начаться скольжение вбок с последующим падением. Если грунт доверия не внушает, а резина не «зубастая», то скорость желательно уменьшить, причем еще до вхождения в поворот.

Есть три основных «штиля» скоростного прохождения плоских виражей с наклоном байка.

Первый, он же классический, когда байкер наклоняется в сторону поворота на тот же угол, что и байк. То есть, если продолжить мысленно линию подседельной трубы вверх, то она пройдет по оси через позвоночник и шлем. Тем самым центр тяжести байка и байкера отклоняется внутрь поворота, компенсируя центробежную силу. К «основному блюду» есть еще и неизбежный, но полезный «гарнир». Байкер сдвигается назад, загружая заднее колесо, предотвращая возможность пробуксовки и заноса и создавая благоприятные условия для торможения. Тормозить передним колесом на вираже неразумно и опасно. Тормозить задним колесом можно, но очень аккуратно, не допуская юза, который быстро приведет к заносу. Имеет смысл учитывать, что во время торможения на вираже байк меняет свою траекторию, причем тем больше, чем сильнее зажат задний тормоз. В узкую тропинку можно и не вписаться. А когда заднее колесо пойдет юзом, байк будет двигаться практически по прямой. Если крутые повороты следуют один за другим, то полезно резко наклонять байк в сторону поворота, опираясь ногой на педаль, находящуюся в нижнем положении с внешней стороны. Для этого иногда бывает удобно провернуть педали в обратную сторону и пройти поворот в спортивном стиле, с вертикально расположенными шатунами.

Поворот выгодно проходить на большой скорости по максимально возможному радиусу. Для этого можно начинать поворот у внешней бровки трассы, затем проходить рядом с внутренней бровкой и заканчивать поворот снова у внешней. Сие допустимо, если вы едете не по автомобильной дороге. Иначе этот маневр является двойным нарушением ПДД, а уж о вашей безопасности, особенно если поворот закрытый, и говорить нечего. В зависимости от конкретных условий выгодными могут быть и другие траектории прохождения виражей.

Второй вариант прохождения виража применяется для сокращения времени, если сцепление шин с дорогой, определяемое, в частности, коэффициентом трения (К), достаточно велико. Например, вы едете по сухому чистому асфальту (К=0,7), бетону (К=0,9), мягкому грунту, когда шипы протектора впечатываются, оставляя четкий след и т. д. Для того чтобы полностью использовать большое сцепление с грунтом, велосипед выгодно наклонить в сторону поворота на больший угол, чем в первом варианте. Тогда, для баланса сил, корпус остается почти вертикальным, а его центр тяжести немного смещается на внешнюю сторону поворота. Можно остаться в седле, но бывает удобно чуть приподняться над седлом, но только самую малость, так как основная идея этого приема состоит в понижении центра тяжести (точнее «ЦМ» - центра массы) системы байкер-велосипед. Благодаря этому можно пройти поворот быстрее: по меньшему радиусу и/или с более высокой скоростью. Дополнительный угол наклона байка и вертикальное положение корпуса повышают мобильность управления велосипедом и облегчают борьбу с заносами. Шатуны должны располагаться вертикально, внешний шатун внизу. Еще один прием: если «внешним» бедром давить на верхнюю трубу байка, то можно дополнительно и весьма точно управлять траекторией движения, не меняя положения руля. Бедро с внутренней стороны помогает поворачивать и сохранять баланс - согнутая в колене нога отводится в сторону поворота и слегка уменьшает наклон байка. Этот прием можно использовать и в первом варианте поворота.

Третий вариант можно использовать на мокрой, скользкой и зимней дороге с низким сцеплением. Тогда байк остается почти в вертикальном положении, корпус велосипедиста смещается внутрь поворота, «внутренняя» нога отводится в сторону поворота для более тонкого баланса, а «внешнее» бедро, если необходимо, надавливает на верхнюю трубу рамы. Для крутых виражей по узким и скользким (мокрый суглинок, глинистая почва, сухой песчаный грунт...) тропинкам, при поворотах на спусках применяется экстремальная разновидность третьего варианта:

• для страховки на крутом повороте «внутренняя» нога высвобождается из контактов или туклипсов и разгружается от веса корпуса - позиция «пустая нога». В случае необходимости она быстро распрямляется и выставляется в сторону поворота, предотвращая падение.

• для более скоростного прохождения поворотов «внутренняя, пустая нога» снимается с педали и опускается вниз, касаясь пяткой грунта. В этот момент корпус сдвигается вперед, и байкер как бы садится на верхнюю трубу рамы, а руки опираются на руль. «Внешняя» нога поддерживает корпус, а «внутренняя», только касаясь грунта, создает третью точку опоры. Носок «внутренней» ноги имеет смысл поднимать вверх, во избежание травмы голеностопа.