Тел. МТС (029) 722-60-92

Пн. - Пт. с 9:00 до 18:00

Товаров: 3

На суму: 500 руб.

Как ездить зимой

Техника езды зимой

  Зимой очень важно не ошибиться в шинах. Но даже если шины верные, есть три «большие разницы» в технике и тактике катания: снег (лес, парк), город и лед.

Несколько общих соображений. Зимой под колесами байка снег или лед, гораздо реже - асфальт. Трение, а если точнее, сцепление покрышек со льдом и снегом зависит от температуры. Чем холоднее, тем сцепление лучше. Чем ближе к нулю, тем хуже. Все дело в тончайшей, всего несколько сотен молекул, пленке воды, которая покрывает кристаллы снега и льда. Эта вода остается жидкой при понижении температуры, но становится более вязкой. Поэтому сцепление и возрастает. При качении шина интенсивно деформируется, часть энергии, которую мы тратим на эти деформации, переходит в тепло и нагревает шину. «Горячая» шина плавит лед и снег, образуется пленка воды и уменьшается сцепление. Какой же отсюда следует вывод? Очень простой! Зимой выгодно ехать быстро. Хорошая скорость позволяет хорошо согреться на морозе. Теплые шины меньше «дубеют» и легче катят. Уменьшается время контакта шины с дорогой в каждой точке, меньше передается тепла льду и снегу, что увеличивает сцепление. Теория гласит, что при температуре воздуха до -10°С и гололеде сцепление возрастает более чем на 30%, когда скорость возрастает с 5 до 40 км/час. А по накатанному снегу сцепление возрастает примерно на 15-20%.

Зимний город

  В городе все вперемешку: снег, асфальт, лед, вода, реагенты, бордюры, люди, машины, собаки, тротуары и перекрестки. Сразу скажем: по проезжей части зимой стоит ездить только на шипованной резине! Аргументация элементарна. Правый край правого ряда, где обычно рассекают байкеры и велосипедисты, замусорен, завален снегом и покрыт льдом. Причем очень часто лед не покрывает асфальт ровным слоем, а встречается зонами с извилистыми краями, лепешками, буграми, и все это припорошено снегом. Тут и на шипованной резине нелегко. Любое падение, а оно в таких условиях весьма вероятно, крайне опасно и может привести к печальным и фатальным последствиям.

Еще одна проблема - когда около бордюра на проезжей части навален снег, и бывает сложно определить, где, собственно, заканчивается снег, и где начинается тротуар. Тут есть два варианта - выдергивать переднее колесо пораньше и повыше или, в самых непонятных ситуациях, останавливаться. Врубившись на скорости в приличный бордюр, можно запросто пробить покрышку, сложить колесо или погнуть вилку.

Лед - Великий и Ужасный!

   Давно известно, что лед на дороге - не подарок для велосипедиста. Разработаны и отшлифованы поколениями байкеров даже специальные «Зимние заповеди». Они гласят, что попав на лед:

• не крути педали;

• не делай резких движений;

• не поворачивай;

• не тормози;

• не верти головой;

• расслабься и жди, когда кончится лед;

• и все равно - упадешь.

Оптимистично, афористично и во многом верно. Но справедливо, в основном, для обычной резины. Ибо, как говорят в Одессе: «Шипованная и нешипованная резина - это две большие разницы!» Поэтому рассмотрим отдельно катание по льду на обычных, нормальных зимних шинах и отдельно - на шипованных.

На правильно подобранных зимних покрышках можно ездить по ровному льду, особенно если он шероховатый, с примерзшими снежинками. Если на льду уклоны, бугры, ямы и прочие обледеневшие колдобины, то «сливай вода». Или пешком, или в объезд. А на ровном льду можно делать почти все, кроме верчения головы и корпуса, вставания на педалях, резких поворотов руля и наклонов байка. Поворачивать стоит очень аккуратно, по большому радиусу, «тарелочкой», не наклоняя велосипед. Тормозить можно, но только задним тормозом и очень мягко, дробно, прерывисто: нажал - отпустил, не доводя до юза. А до юза на льду довести очень легко. В заносе заднее колесо начинает стремительно скользить в сторону, таща за собой байк и байкера. «Отловить» велосипед резким движением практически нереально. В этом главная проблема езды зимой - невозможность экстренно затормозить или сделать резкий маневр, если надо разминуться с пешеходом, автомашиной или колдобиной на пути.

Шипованные покрышки позволяют ездить свободно и уверенно, в том числе и по льду. Покрышки со стальными шипами разделяются на две группы: так называемые «городские» с двумя рядами шипов, коих обычно насчитывается 100-150 штук, и «экстремальные», с четырьмя рядами, которые имеют порядка 300 шипов.

На шинах с четырьмя рядами шипов по льду можно двигаться почти так же, как по асфальту. Можно крутить педали и ускоряться, даже в гору, и нет неприятного ощущения, что заднее колесо вертится в холостую, а байк теряет скорость и равновесие. Можно проходить вираж с наклоном байка. Можно достаточно свободно тормозить, причем не только задним, но и передним тормозом. Четкое торможение наблюдается также на асфальте и природном камне. Можно ехать по ледяным уклонам и косогорам, соблюдая, конечно, разумную осторожность.

На городских покрышках с двумя рядами шипов катить можно без проблем, если не делать слишком «резких движений». Такие шины рассчитаны на универсальное применение. На асфальте, грунте, снегу работает центральная беговая дорожка. А на льду и особенно на виражах подключаются стальные шипы. Тормозить на льду следует с некоторой осторожностью, так как городские легче, чем «экстремальные» шины, срывает в занос, а контакт стальных шипов с дорогой слабее. Аккуратнее следует быть и на ледяных горках, уклонах, обледеневших колеях и колдобинах. Вместе с тем «городские» шины легче катят, меньше весят и лучше режут снег и снежную кашу, но хуже гребут в рыхлом снегу по сравнению с «экстремальными». Если ваш путь пролегает по асфальту и грунту, то имеет смысл шины хорошо накачать; тогда работает центральная беговая дорожка, и сопротивление качению будет меньше. Если начался лед, то давление лучше снизить, тогда эффективнее будут работать стальные шипы в плечевых зонах покрышек.

Общие рекомендации. Двигаясь по льду, безопаснее всего оставаться в седле, даже во время разгона, привставая только при преодолении препятствий. Шины, даже «экстремальные», не следует перекачивать; наоборот, давление лучше снизить. Качение станет несколько хуже, зато вероятность падения резко снизится. И все-таки следует всегда помнить, что на льду никакие шипы не дают стопроцентной уверенности - гарантию может дать только страховой полис!

Лесопарк

   Утоптанные и укатанные тропинки и дорожки, тонкий слой рыхлого снежка - самый легкий и приятный случай. Шины хорошо катятся, байком управлять легко. Сцепление между шинами и снежной дорогой примерно такое лее, как в сыром лесу в теплое время года. Торможение, повороты, горки и спуски проходятся аналогично. Некоторая осторожность необходима на виражах, когда на дорожке наблюдается небольшой рыхлый слой снега или снежной каши. Протектор не успевает как следует упереться и зацепится за плотную основу, а колесо легко уходит в занос. Причем шипованные шины или нет, большой роли не играет. Шипы обычно короткие, не более 3-4 мм, и в этой ситуации малоэффективны.